С 2014 года по инициативе Рособрнадзора в Российской Федерации реализуется программа Национальных исследований качества образования (НИКО).

Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, воспитательного потенциала школы на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.

Среди задач НИКО:

  • определение уровня функциональной грамотности обучающихся, имеющих общее базовое образование;
  • анализ факторов, связанных с уровнем сформированности функциональной грамотности обучающихся;
  • выявление соответствия образовательной практики актуальным запросам обучающихся и их законных представителей;
  • информирование общественности о качестве подготовки подрастающего поколения к полноценному участию в жизни общества, эффективному решению жизненных задач.

Основной этап исследования – тестирование обучающихся, продолжительность которого составит полтора часа (две 40-минутные сессии с 10-минутным перерывом).

Каждый участник НИКО получит вариант работы, содержащий задания по двум областям функциональной грамотности (читательской и математической либо естественнонаучной и финансовой). 

Главной особенностью диагностической работы является ориентация на проверку способностей обучающихся использовать полученный на учебных занятиях опыт (освоенные знания, умения, способы деятельности) для решения жизненных проблем, смоделированных в заданиях.

При выполнении диагностической работы внимание участников исследования будет сфокусировано на определенных жизненных ситуациях, требуя применения комплекса практико-ориентированных навыков.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2024 №556 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования»

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 25.09.2024 № 02-267 "О проведении национальных сопоставительных исследований качества общего образования в части оценки воспитательного потенциала образовательной организации в 8 и 10 классах и формировании выборки образовательных организаций" (Приложение № 1, Приложение № 2, Приложение № 3, Приложение № 4)

Порядок проведения национальных сопоставительных исследований качества общего образования в части оценки воспитательного потенциала образовательной организации в 8 и 10 классах

План-график проведения НИКО в 8 и 10 классах

Методические рекомендации по проведению НИКО